Каждый год выдается более 60 тысяч разрешений на перевозку негабаритных грузов в южном регионе Балтийского моря. В связи с развитием крупных энергетических проектов, строительства и модернизации заводов, количество такого груза увеличивается, поэтому все страны предприняли усилия для уменьшения бюрократических барьеров и ускорения перевозок негабаритных грузов.
Клайпедский научно-технологический парк реализовал проект «Негабаритная Балтика» совместно с партнерами из Литвы, Польши, Германии и Швеции. Это международный проект, который направлен на улучшение условий для перевозки негабаритных грузов в южном регионе Балтийского моря. Были решены административные проблемы, что обеспечило планирование беспрепятственной транспортировки и привлекло новые грузопотоки. Проект длился два года.
Эксперты по логистике говорят, что общая стратегия по перевозке негабаритных грузов должна развиваться плавно. Каждая страна имеет свои правила перевозки негабаритных грузов и регулируются они по-разному, поэтому не удивительно, что транспортировка таких грузов сложна из-за бюрократических препятствий.
Перевозчики негабаритных грузов встречают на своем пути много административных барьеров. Разные страны имеют различные критерии в оформлении разрешительной документации и формальная процедура для перевозки, например, из Германии в Россию или Казахстан, может занять в два-три раза больше времени, чем продолжительность перевозки груза. При выполнение серьезных проектов, каждый день промедления может принести огромные убытки.
Одна из целей проекта «Негабаритная Балтика» является создание таких транзитных коридоров, в которых негабаритный груз сможет двигаться без каких-либо серьезных препятствий. Транзитные коридоры могут облегчить перевозку грузов, и внести вклад в развитие Балтийского региона. Устроив транспортную систему должным образом, появляется множество возможностей для более тесного сотрудничества между странами Восточной и Западной Европы, Скандинавией. Прогнозирование грузопотоков негабаритных грузов позволяет планировать дорожную инфраструктуру более целенаправленно и эффективно.
Перевозчики негабаритных грузов не делают секрета из того, как трудно получить доступ к информации о процедурах перевозки таких грузов в разных странах. Перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов регулируется очень слабо, соответствующими органами и они могут толковать законы и требования разнообразно и, как результат, множество проблем ложиться на плечи перевозчиков.
Чтобы свести к минимуму транспортные проблемы и проблемы планирования для перевозчиков, виртуальная информационная система для крупногабаритных транспортных средств Отин была разработана в ходе проекта «Негабаритная Балтика». Эта система позволяет операторам получать необходимую информацию о транспорте в южном регионе Балтийского моря, она содержит структурированную карту маршрута, законы разных стран и процедуры оформления разрешений.
Совместные тренинги проводились также для перевозчиков из разных стран и в ходе реализации проекта — более 60 предприятий присутствовали на них. Перевозчики проанализировали существующие проблемы и предложили ряд своих решений. Тренинги не только помогла обменяться опытом, но и дала возможность предпринимателям найти партнеров для ведения совместных проектов.
Следует отметить, что поток негабаритных грузов в регионе Южной Балтики растет. Основная причина — значительные энергетические проекты развиваются очень активно или вот-вот будут реализованы. Планы по созданию новых атомных электростанций существуют, и логистические операторы уже планируют, как доставить необходимый груз для будущего строительства.
Разработчики проекта атомной электростанции, которую планируется построить в Литве говорят, что около 1000 тонн тяжеловесной и негабаритной продукции (более 20 м в длину, 4-9 м в высоту и ширину) будет поставляться для строительства новой атомной электростанции, в дополнение к стандартным грузовым перевозкам на постоянной основе. Такие грузы никогда не перевозились в Литве (до сих пор, груз рекордных размеров, который был перевезен по дорогам Литвы, был чуть более 500 тонн).
Необходимо создать такую стратегию перевозки негабаритных грузов, чтобы не только урегулировать процесс транспортировки, но и появилась возможность развития промышленной зоны. Вполне вероятно, что создание коридоров для негабаритных грузов, организация инфраструктуры и отмена всех бюрократических препятствий, благотворно повлияет на создание предприятий по производству крупногабаритного оборудования в южном регионе Балтийского региона. Не существует никаких сомнений, что регион был бы более привлекательным экономически для потенциальных инвесторов.
Сейчас обсуждается пилотный проект, согласно которому должна осуществиться интеграция скандинавских и прибалтийских рынков. В настоящее время, длина автопоезда может достигать 25,25 метра в Скандинавии (например, в Швеции), но перевозка таких длинномерных грузов до сих пор не разрешена в других странах. Таким образом, эксперты планируют проверить, как такой груз может перевозиться в прибалтийском регионе с помощью специальных коридоров и логистических центров.
Теперь нужно посмотреть как эта стратегия будет выполнена, и проследить, чтобы это произошло не только на бумаге, но и помогало решать конкретные задачи.
Другие интересные материалы: Виды транспортных услуг.